Тираспольский Мемориал Славы. Хранитель военной истории города. Место последнего упокоения защитников. Под его каменным покровом – воины, погибшие в Гражданскую войну, Великую Отечественную, Афганскую и приднестровскую. В 20-е, 40-е, 80-е, 90-е годы прошлого столетия трагически оборвались тысячи жизней тираспольчан и тех, кто защищал этот миролюбивый город. Их имена и память о подвиге хранят мемориальные плиты. Авторы проекта – скульптор Леонид Фишбейн и архитектор Гарри Файфермахер – учитывали, что создают не просто памятно-ритуальный объект, а место захоронения, точнее перезахоронения останков порядка тысячи защитников. Официально историко-мемориальный комплекс строило СУ-28, но общеизвестный факт, что активно участвовали в его создании горожане. Работы завершили в течение двух лет. Торжественное открытие с символичным зажжением Вечного огня состоялось 23 февраля 1972 года. Никто тогда не мог предположить, что мемориалу предстоит хранить и новые трагические страницы истории города. Позже здесь были похоронены защитники Приднестровья, установлены памятники Воину-афганцу и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Больше могил. Больше имен на мемориальных плитах. Больше пролитых слез.
Оставаясь важнейшим историческим местом, без посещения которого не обходится ни одно значимое городское и республиканское мероприятие, мемориал преображался. Его не раз реконструировали, поддерживая в порядке и дополняя структуру новыми элементами. В конце прошлого – начале нынешнего годов снова проведена большая работа. По поручению Президента ПМР Вадима Красносельского мемориал дополнен сегментом, детализирующим информацию об участии тираспольчан в Великой Отечественной войне, об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков. Большие информационные панно с 1340 фамилиями жителей города, погибших на различных фронтах Великой Отечественной войны, описанием военных операций, именами военачальников и соответствующими иллюстрациями, словно защитной стеной, оберегают светлое будущее города на Днестре и при этом сохраняют память о прошлом. На центральной плите лаконичная надпись: «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен», а перед гранитным полотном – символ памяти о героях, не вернувшихся с войны и похороненных вдали от Родины в безымянных могилах.
Памятник Неизвестному солдату изготовили местные мастера – сотрудники тираспольского завода «Электромаш». По рекомендации инициатора и идейного вдохновителя – Вадима Красносельского – не стали проектировать что-то новое, а взяли за основу идею архитектурного ансамбля, расположенного у стен Кремля: солдатская каска на боевом знамени. Важный аспект: расположенный в московском Александровском саду объект – это не только памятник, это, в первую очередь, место захоронения советского солдата. Его останки в хорошо сохранившемся обмундировании без знаков отличия были найдены в 1966 году под Зеленоградом. Место захоронения с узнаваемой композицией официально называется «Могила Неизвестного солдата» и является таковой по сути.
Тираспольский памятник – тоже не только символ. Полуторатонная композиция – это надгробие могилы, в которой нашел сегодня упокоение участник Великой Отечественной войны, предположительно погибший в 1944 году. Его останки нашли в марте 2025 года при раскопках в районе села Парканы. Имя солдата осталось неизвестно. И сегодня он прошел свой последний путь. Прошел его с воинскими почестями, которых не был удостоен восемь десятилетий назад: по главной площади столицы, под Знаменем Победы, с почетным эскортом, в сопровождении первых лиц государства, военнослужащих и будущих защитников Отечества, священнослужителей, общественников, тираспольчан и гостей города, прибывших проститься с воином.
Траурная процессия прошествовала по площади Суворова к мемориальному комплексу. У расположенной на Мемориале Славы часовни Георгия Победоносца Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва отслужил поминальную литию по погибшим.
В память обо всех защитниках, павших за свободу и независимость Родины, объявили минуту молчания. К собравшимся обратился Президент ПМР Вадим Красносельский. Глава государства адресовал слова благодарности ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру Ордена Славы Владимиру Ивановичу Громову, нашедшему в себе силы присутствовать на траурной церемонии. Президент подчеркнул, что испытывает противоречивые чувства: одновременно радости и скорби. Он говорил о том, сколь много безымянных героев еще лежат без упокоения в земле на местах сражений.
«Сегодня мы перезахораниваем останки неизвестного солдата, неизвестного героя. Данное мероприятие противоречивое: и радостное, и печальное. По большому счету, точно никто не может сказать, сколько таких неизвестных солдат еще лежат на полях сражений. Сотни тысяч, может быть, гораздо больше. Именно они – эти неизвестные солдаты, неизвестные герои – отстаивали нашу Родину. Погибали. Горели. Тонули на переправах, в том числе и через реку Днестр. Погибали в самолетах. Погибали в поле. Именно они освободили нашу Родину – Советский Союз. Именно они освободили всю Европу от немецко-фашистской чумы. Именно они, образно говоря, гасили печи, которые топились человеческими костями в концлагерях. Это правда. Это сделал солдат-освободитель, солдат славного поколения победителей», – подчеркнул Вадим Красносельский. Он выразил благодарность поисковым командам, благодаря неравнодушию и усилиям которых стало возможным воздаяние должного погибшему восемь десятилетий назад защитнику Отечества. Президент говорил о значимости вклада каждого в дело борьбы с нацизмом и фашизмом.
«Уважаемые приднестровцы. Наш народ сильный, потому что уважает своих предков, чтит их память и помнит подвиг своих отцов, дедов и прадедов. Наша сила в правде. И мы обязательно победим. Я в этом не сомневаюсь», – подчеркнул Глава приднестровского государства.
Руководитель страны от имени приднестровского народа и благодарных потомков возложил венок к могиле Неизвестного солдата.
Вместе с Главой государства отдать дань памяти герою прибыла семья Красносельских.
На тираспольском мемориале собрались сегодня не только приднестровцы, но представители других государств. К присутствующим на церемонии обратился российский посол Олег Озеров.